Физические основы и методика

Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля используют при поиске поверхностных и подповерхностных микродефектов в сварных швах, деталях и конструкциях из ферромагнитных материалов. С этой целью изделие намагничивают и покрывают магнитным порошком, который оседает на неоднородностях магнитного поля в зоне дефектов, формируя видимые «следы» дефектов.

Этот метод позволяет обнаруживать тонкие, невидимые глазом поверхностные дефекты, материала типа трещин (закалочных, сварочных, шлифовочных, усталостных, штамповочных, литейных и др.), волосовин, флокенов, закатов, заковов, надрывов, рихтовочных трещин, некоторых видов расслоений.

При магнитопорошковом контроле на деталь наносят суспензию со взвешенными частицами ферромагнитного порошка. При этом близлежащие частицы притягиваются к дефектным местам и образуют видимые невооруж¸нным глазом валики порошка, так как ширина этих валиков в несколько раз больше, чем ширина раскрытия дефектов. По характеру оседания порошка (форме и размерам валиков) можно судить о протяженности дефектов, а в ряде случаев о типе этих дефектов.

При магнитопорошковой дефектоскопии контроль включает следующие основные этапы:

•  Подготовка поверхностей деталей

•  Намагничивание деталей

•  Обработка поверхности детали суспензией или сухим порошком

•  Осмотр деталей

•  Размагничивание

            Чувствительность МПД определяется магнитными характеристиками материала контролируемого изделия (магнитной индукцией (В), остаточной намагниченностью (Br ), максимальной магнитной проницаемостью (µmax ), и коэрцитивной силой (Н0), шероховатостью поверхности контроля, напряженностью намагничивающего поля, его ориентацией по отношению к плоскости дефекта, качеством дефектоскопических средств и освещенностью контролируемой поверхности.

            Магнитопорошковый метод широко применяется во многих отраслях промышленности: авиации, машиностроении, судостроении, автомобилестроении и др.